«Музыка — это способ создать атмосферу»: Ашот Карапетян — о треках для работы и концертах на YouTube Tinariwen, King Gizzard & The Lizard Wizard, Khruangbin и еще 9 любимых исполнителей архитектора из Екатеринбурга
В рубрике «Плейлист» The Village Екатеринбург собирает любимые треки классных горожан. В предыдущих выпусках мы узнали, как Валентин Кузякин подбирает музыку для своих ресторанов, что слушает директор парка Маяковского Екатерина Кейльман и что предпочитает создатель бренда Urals Дмитрий Заложных. В свежей подборке архитектор Ашот Карапетян рассказывает о том, как музыка помогает ему создавать новые проекты, в чем магия концертов на YouTube и почему музыкальный фон в кафе и ресторанах должны подбирать эксперты, а не менеджеры заведений.
Ашот Карапетян
архитектор
О концертах на YouTube
Последние два-три года слушаю музыку исключительно на YouTube. Во-первых, там огромное количество музыкальных подкастов, концертных каналов, радио и других независимых проектов, куда приглашают современных музыкантов и прочих мировых талантов. Во вторых, это красиво. Мне нравится видеть композиторов и исполнителей, наблюдать за их экспрессией и эмоциями от игры.
В последнее время я смотрю выступления психоделик-групп, которые используют большой арсенал музыкальных инструментов. Например, King Gizzard & The Lizard Wizard или Tinariwen. Множество людей в унисон создают уникальное звучание с помощью контрастных, но дополняющих друг друга звуков.
Недавно мы с моими друзьями из ВГИКа создали интернациональную психоделик-группу под названием Schkaff Coupe. Мы встречаемся раз в неделю и играем свои песни (их уже пять) или импровизируем. У нас две бас-гитары, одна электро, синтезатор, барабаны и томбак (персидский барабан в форме кубка). Кричим в микрофоны, меняемся инструментами, зовем друзей из других групп, в общем пробуем, разгоняем и развиваемся.
О музыкальных подкастах
Я слушаю музыкальные подкасты, когда работаю, готовлю, еду на велосипеде/машине/метро, их же ставлю на домашних на вечеринках. Из любимых программ, пожалуй, я бы выделил Kexp, Tiny Desk, Circle, Test FM.
Kexp — радио из Сиэтла, которое вещает с 1972 года и недавно открыло для себя видеоформат в YouTube. Огромное количество талантов прошло через их стены. Во время выступления радиоведущие периодически разговаривают с гостями, добывая интересные истории из жизни музыкантов.
Tiny Desk Concerts делают на радиостанции из Вашингтона NPR. На фоне стен их офиса дают свои концерты лучшие современные музыканты. Circle — французские музыкальные энтузиасты, которые разъезжают по всему миру и устраивают вечеринки в живописных местах с легендами электронной музыки. Test FM — онлайн-радио из Питера c ламповой атмосферой и классной музыкой. У них в гостях уже побывало много моих друзей диджеев.
Думаю, что со временем популярность музыкальных подкастов будет только расти. Конечно, сейчас нейросети способны делать музыкальную подборку лучше, чем ты сам. Например, недавно я начал пользоваться сервисом Spotify только потому, что наслышан о какой-то магической системе подборки рекомендаций. Но все же я больше люблю читать экспертные мнения людей, которые рассказывают о хорошей музыке и предлагают мне ее послушать. Хорошо, что сейчас на каждое направление есть свои подкасты и каналы со своими экспертами.
О музыке по случаю
Для меня музыка — способ быстро создать атмосферу, создать новое измерение, которое настраивает тебя на нужный лад. Например, для творческих задач в работе я люблю ставить исполнителей современного блюза/хип-хопа, экспериментального джаза, психоделического рока. Когда не знаешь куда тебя приведет музыкальная дорожка, мысль будто путешествует вместе с этой импровизированной музыкой, что приводит порой к неожиданным творческим результатам. На домашних вечеринках ставлю подборки с Circle, Tiny desk или Kexp с выступлениями диджеев или тех же блюз-, джаз-, хип-хоп-музыкантов, включаю проектор, проецирую видео на большую белую стену и всем сразу становится классно и уютно, кто-то начинает пританцовывать, кто-то смотреть за выступлением и подпевать.
О работе под музыку
Я архитектор и дизайнер общественных пространств. Качество моей работы зависит от оригинальности объемно-пространственного решения, рациональности и экономичности конструкций, которые я использую. В начале проекта всегда нужно найти образ конструкции. Это момент, когда активно работают оба полушария.
Если не получается найти вдохновение, то задача просто не решается. Музыка, особенно импровизированная или новая, может стать таким источником вдохновения для мозга. Когда я слушаю подходящую композицию, то будто пишу импровизацию, но объемно-пространственными решениями, и все это связываю с реальными архитектурными конструкциями.
Приведу пример. Однажды я работал над многоуровневой террасой на берегу озера в Сысерти и долго не мог найти точное выражение функции образа и рациональности в материалах. В какой-то момент я включил трехчасовое выступление Билла Эванса, и решение было найдено. Я просто слушал музыку и визуализировал конструкции в своем сознании.
О живых выступлениях
На живые концерты я хожу редко. Последний раз был в начале года в Kozlov club на ночном джеме. После снятия ограничений хотел бы сходить на фестиваль электронной музыки в «Мутабор» или «Севкабель» (последнее время Ашот живет в Москве. - Прим. ред.). Там всегда оказываешься в музыкальной и пространственно-световой абстракции, это производит сильное впечатление. Да и сами локации очень выразительны в архитектурном плане. Также хотелось бы почаще ходить в Kozlov club на джаз, это прекрасное место. Впрочем, в записи музыка вызывает во мне не меньшие эмоции и помогает создавать продуктивный настрой.
О музыке в кафе и ресторанах
Для меня очень важен музыкальный фон. В кафе, которое внешне может показаться ужасным, может быть вкусная еда и отличная музыка, и мое сердце будет завоевано. Или, наоборот, все может быть хорошо, но музыка — ад. Тогда у меня пропадет настроение веселиться и общаться под этот фон. Поэтому аудиофон — это тоже важная составляющая для создания пространственной атмосферы. Я считаю, что выбором фона должны заниматься эксперты, а не управляющие или официанты, как это часто бывает (если они не эксперты по совместительству, конечно).
ПлейлистTinariwen — Full Performance (Live on KEXP) - малийские туареги из Сахары поют и играют на электрогитарах и джембе. Отлично разгоняют творческую мысль, особенно когда слышишь такие редкие звуковые сочетания.
King Gizzard & The Lizard Wizard — Full Performance (Live on KEXP) — психоделик-рок-группа из Мельбурна, каждый трек захватывает и провожает тебя в дорогу с неожиданными поворотами музыкального трипа.
Khruangbin — Pitchfork Live — американская группа из Хьюстона с необычным названием Khruangbin, что в переводе с тайского означает «самолет». Играют спокойный психоделический соул и фанк в едином музыкальном порыве без вокала, но с мелодичным завыванием.
Idles — NPR Music Tiny Desk Concert — брутальные бристольские психопаты-рокеры, воющие с надрывом глоток и гитарных рифов — отличная компания для вечернего времени, особенно когда хочется как следует расколбаситься.
Anderson Paak & The Free Nationals — NPR Music Tiny Desk Concert — американский певец, рэпер, писатель и продюсер Андерсон Паак вместе с друзьями — музыкальной группой The Free Nationals — безупречно сыграли песни на грани блюза, джаза и хип-хопа. Одно из любимых музыкальных видео, слушаю и чувствую прилив здоровья и позитивной мысли.
A colors show, Princess Nokia — Gemini — две современные блюз/хип-хоп исполнительницы в проекте A colors show. Хип-хоп исполнительница с сильным блюзовым голосом Greentea Peng и молодая рэперша Princess Nokia.
Daniel Caesar — NPR Music Tiny Desk Concert — молодой канадский певец и сонграйтер, с прекрасным вокалом и медленными соул-композициями прекрасно создает романтическую обстановку, где бы я ни находился.
Polo & Pan — Monumentale in Paris, France for Cercle — два красавца француза Polo & Pan из Парижа для музыкального YouTube-проекта Circle в течении полутора часов проводят тебя за руку через ряд безупречно сведенных треков, каждый из которых нашел отклик в моем сердце. С каждым треком эти парни растапливали мое сердце все больше и больше. Идеальная подборка для домашней вечеринки.
FKJ — Live at La Fée Electricité, Paris — FKJ или французский киви джус, Винсент Фентон — музыкант-мультиинструменталист. Так в моем понимании должен выглядеть настоящий музыкант современности и будущего. На своих выступлениях он блестяще делает живые петли через ableton на многочисленных музыкальных инструментах. Смотреть, как рождается Музыка в руках этого таланта, большое удовольствие.
Bill Evans — Live in Paris — великий джаз-композитор и исполнитель, известный своими сложными импровизациями. В этой записи он три часа играет свои композиции, с помощью которых можно войти в творческий дзен и продуктивно провести рабочий день.
Tiny Desk, Sylvan Esso — (Home) Concert — электро-поп союз из Дарена, Северная Каролина. Обуютят любую обстановку своими синти-поп аранжировками и женским вокалом.
Pional — Boiler Room Live Set — закончу подборку одним из моих любимых электронщиков из британского лейбла The Young Turks. Это человек-оркестр Pional, который в реальном времени творит аудиочудеса.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.