Чем важен новый хит театра «Практика» На спектакль «Человек из Подольска Сережа очень тупой» еще до показов скупают все билеты — почему?
Название премьеры «Мастерской Брусникина» смонтировано из названий двух пьес Дмитрия Данилова: «Человек из Подольска» и «Сережа очень тупой». Успешный прозаик, известный как автор романа «Горизонтальное положение», написал «Человека из Подольска» в 2016 году и через два года выиграл за него «Золотую маску» как лучший драматург. Герои пьесы — полицейские-интеллектуалы, которые задерживают жителей небольших подмосковных городов за серость внутренней жизни и ведут с ними то уважительные, то унизительные образовательные беседы. Они выясняют «все особенности личности <...>, а не только ФИО и место прописки» и учат видеть красоту в Подольске, а не в Амстердаме. «Сережа очень тупой» — о программисте средней руки, к которому приезжают гиперответственные курьеры из секретной организации и в течение часа живо интересуются его бытом и планами на будущее. Зачем — так и остается загадкой.
В «Практике» половине зрителей сперва показывают первую пьесу, затем вторую, другой половине — наоборот. В антракте все, включая актеров, участвуют в интерактиве по мотивам обоих текстов. The Village рассказывает о бодром спектакле о проблемах коммуникации, в котором можно увидеть антиутопию о государственном насилии, можно — триллер о мире, в котором умные люди горят своей работой, но от этого становится только хуже. Этим спектаклем режиссер Марина Брусникина явно попала в самую точку — все билеты на четыре ближайших показа уже раскуплены.
Текст
Ольга Тараканова
Тупо и весело
«Дорогая моя столица, / Золотая моя Москва!» — 20 зрителей спектакля «Человек из Подольска Сережа очень тупой» поют во дворе «Практики» только что выученный гимн Москвы. Громкость нарастает вместе с уверенностью. К третьему исполнению из окна в доме позади выглядывает и начинает удивленно смеяться местная жительница. На еще более звучное «Ай, лёлэ лёлэ лёлэ / Хэй! Хэй! Лёлэ лёлэ», которое следует за гимном Москвы и сопровождается танцем мозга — коллективной вариацией на тему русской присядки, посторонние уже не реагируют. За годы жизни около театрального центра, видимо, привыкаешь.
Однако 30-минутный антракт спектакля, который в «Практике» стали для краткости называть «ЧИПСОТ», отличается от обычного светского галдежа до или после показов. Здесь актеры выходят к зрителям и предлагают им несколько развлечений, которые Дмитрий Данилов изобрел или перенял из массовой культуры для своих пьес. Кроме вокально-патриотических и вокально-интеллектуальных упражнений, имеются также викторина об истории Москвы, игра в города по правилам с абсурдными исключениями и социологический опрос (или допрос), результаты которого представляют в финале. Поучаствовать можно в любом, можно остаться наблюдать, но это, конечно, тоже участие.
Не стоит думать, что такие увеселительные мероприятия помогают представить себя на месте героев из «ЧИП» и «СОТ». Однако интерактивность, никак не прописанная в пьесах, — важный отход от традиций постановок по современным русскоязычным текстам. По словам режиссера спектакля Марины Брусникиной, этот отход — программный.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.