Интервью с Катей Селенкиной — режиссеркой фильма «Обходные пути». Его главный герой — кладмен Даркнет, 228 статья и учеба в Америке
В начале сентября фильм «Обходные пути» российской режиссёрки Кати Селенкиной получил приз за лучшую режиссуру среди дебютантов на Венецианском фестивале. 24 сентября фильм впервые покажут на большом экране — в кинотеатре Garage Screen. «Обходные пути» — игровой фильм, подражающий документальному: полтора часа мы наблюдаем за средой московского закладчика Дениса, который работает кладменом в спальных районах. Вместе с Денисом камера путешествует по Москве за ТТК и задерживается на общих планах в типовых городских пространствах города-муравейника — от дворов многоэтажек и гаражей до бульваров и транспортных узлов. «Я была просто очарована городом, тем, как люди бытуют на улицах и проводят время», — вспоминает Катя два лета московских съёмок. Фильм она делала вместе с мужем, оператором Алексеем Курбатовым, который скончался полтора года назад. Во всех интервью Катя подчёркивает, что это их общая работа: «Будем считать, что я — пессимистичный зануда, а он — такой восторженный и очень чуткий ко всему человек. Мне кажется, что огромное количество мест и сцен, происходящих в городе, было замечено, потому что он говорил: „Боже, посмотри, что здесь происходит!“».
Во время съёмок фильма Катю консультировали настоящие кладмены, которых она упорно искала месяцами: «Я долго пыталась кого-то найти, но никак не получалось, по понятным причинам: довольно опасно говорить про это с кем-то незнакомым, а таких знакомых у меня не было». Но Катя всё-таки нашла консультантов через телеграм-каналы, профессионального актёра на главную роль (хотя пробоваться приходили и кладмены) и получила европейский грант на съёмки экспериментального фильма на 16-мм плёнке.
Так получились «Обходные пути» — альтернативный портрет позднепутинской, собянинской Москвы, где криминал и полицейское наблюдение незаметно прошивают городскую среду. Бытовые пейзажи, в которых невнимательный взгляд ничего не распознает, а внимательный тут же сориентируется — не открыточная столица, а непостижимый мегаполис, в котором среди камер наблюдения перемещаются неопределённые лица с неопределёнными целями.
Кинообозреватель The Village Алиса Таёжная созвонилась с Катей Селенкиной накануне московской премьеры и поговорила о даркнете, России на экспорт, статье 228, учёбе в американской школе искусств и мигрантах, играющих в волейбол.
Америка, плёнка и антикапитализм
— Чем ты занималась до кино, и как ты в кино пришла?
— Сначала я закончила факультет менеджмента в СПбГУ — поступила туда, куда мне хватало баллов. Ещё и родители давили. По образованию я должна была работать в корпорациях, так что антикапиталистические настроения у меня появились довольно рано. Уже когда я училась, поняла, что мне это всё не нужно, и писала диплом по корпоративной социальной ответственности — самой никого не интересующей теме.
Я всегда хотела быть художницей, правда про кино как раз не думала. Когда выпустилась, очень страдала — находила какие-то работы, но все они мне не нравились. Я пыталась понять, как вообще встроиться в этот мир. Конвенциональное художественное образование убеждает нас в том, что ты можешь стать крутым, только если делал что-то с самого детства. И если у тебя нет какого-то технического мега-навыка — типа, ты очень хорошо играешь на музыкальном инструменте или пишешь картины с двух лет — тебе уже никем не стать.
В 21 год мне казалось, что моя жизнь потеряна, и я буду страдать всегда. А с кино же как? Чем ты старше, тем лучше. Так что я решила, что такой старухе, как 21-летняя я, это подходит. Такой был, если можно так сказать, холодный расчёт. Я начала готовиться к поступлению куда-нибудь за границу, но несколько лет подавалась куда-то и не попадала. Решила, что если вдруг никогда никуда не поступлю, подамся в МШНК (Московская школа нового кино — прим.ред.). И в итоге пошла учиться туда.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.