29 концертов весны в Москве ЛСП, Джорджо Мородер, Merzbow, Анна фон Хауссвольф, «Хадн дадн» и другие причины не уезжать из Москвы этой весной
The Village продолжает рассказывать о планах на весну. Разобравшись с театром и сериалами, мы составили список концертов, на которые обязательно стоит сходить в Москве.
Текст
Март
Kronos Quartet
Американский струнный квартет у массового отечественного слушателя ассоциируются с саундтреком к фильму «Реквием по мечте». Правда, это далеко не главное, чем известен этот коллектив: музыканты напрямую связаны с мэтрами вроде Терри Райли, Стива Райха, Мортона Фельдмана, Филипа Гласса и другими, да и вообще считаются одними из самых заслуженных исполнителей современной классики и камерной музыки. При этом квартет старается постоянно меняться и оставаться на слуху: например, в прошлом году он отметился монструозной авангардной работой «Landfall» c легендарной певицей Лори Андерсон.
Сьюзан Чани
72-летняя Сьюзан Чани — одна из пионерок электронной музыки и главных инноваторов жанра, которая в 80-х писала джинглы для рекламы Coca-Cola и рассказывала на шоу Дэвида Леттермана о том, что такое синтезаторы — сильно удивив этим ведущего. Благодаря ревайвлу нью-эйджа и популярности модульных синтезаторов Чани в наше время получила гораздо больше известности и признания, чем в любые другие годы своей карьеры — лучше поздно, чем никогда. В «Цифровом деловом пространстве» она сыграет квадрофонический лайв (грубо говоря, с четырьмя, а не с двумя колонками) на модульном синтезаторе Buchla — выглядеть это будет примерно вот так.
«Лауд»
Лучший российский рэп-/поп-/танцевальный (выберите нужное) коллектив приезжает из Уфы в Москву, чтобы дать большой концерт по случаю выхода альбома «ТанецГолосЗвук 3», который попал в список The Village c лучшими альбомами за 2018-й. Тогда мы писали, что это идеальная вечериночная музыка, и концерт в Red — шанс убедиться в этом вживую. И если обычно выступления «Лауда» напоминают диджей-сет, то в клубе они обещают вытащить на сцену еще и какое-то количество музыкантов, которые засветились на их альбомах (учитывая локацию, делаем ставки на Cream Soda и Антоху МС).
Blood Red Shoes
Британцы Blood Red Shoes, как и многие похожие гитарные группы конца 2000-х, не смогли остаться действительно интересной и актуальной группой и сейчас воспринимаются исключительно с ностальгией. Другое дело, что всем бы такую ностальгию: песни с их дебютника «Box of Secrets» гремят так, как будто на дворе все еще 2008-й. Вероятно, на это и рассчитано: людям, которые знают эту группу и захотят пойти на ее концерт, вряд ли нужны какие-то новые песни, так что вернуть бурную молодость и юность можно будет с лихвой.
Бен Фрост
Австралиец Бен Фрост, проживающий в Исландии, зарекомендовал себя шумным, эпичным и холодным эмбиентом, из-за которого слабо верится, что Фрост — его настоящая фамилия, а не псевдоним. Как и многие другие похожие экспериментальные музыканты, в последнее время он отбросил в сторону абстрактные темы и сконцентрировался на насущных проблемах: на его последнем полноформатном альбоме «The Centre Cannot Hold» есть треки с названиями вроде «A Single Hellfire Missile Costs $100,000 USD». В Москву Фрост приезжает cо «специальным шоу в формате 360°» — визуальная составляющая, похоже, ни в чем не будет уступать самой музыке.
The Orb
Деды эмбиент-хауса впервые добрались до России за 30 с лишним лет творческой деятельности. Как и полагается дедам, играют они не глубоко за полночь, а вечером: такое время явно больше подходит и для их музыки, и для их нынешней публики. The Orb, может быть, выпали из поля зрения и оказались частично забытыми, но в истории электронной музыки по-прежнему находятся где-то между Афексом Твином и Boards of Canada. Все эти музыканты в Москву в ближайшее время вряд ли приедут, а The Orb окажутся в столице уже в конце марта — чем богаты, тому и рады.
«Хадн дадн»
Молодые, странные и хайповые «Хадн дадн» играют пессимистичную электронику с неожиданными текстами про «Дарсонваль», Нахичевань и другие штуки, значение которых, скорее всего, вам придется гуглить (если вы не из Ростова-на-Дону). Сейчас их музыка стала чуть веселее — насколько вообще веселой может быть музыка о 20-летних в современной России. В «Тоннах» они презентуют свой новый альбом «Ляоакын», который наверняка ждет судьба одного из самых обсуждаемых релизов этого года.
Prurient / Vatican Shadow
Доминик Ферноу, записывающий экспериментальную электронику под разными псевдонимами, за один приезд в Москву собирается дать сразу два концерта. 23 марта он сыграет сет из нойза, пауэр-электроники и прочей шумовой жести как Prurient, а 24-го выйдет на сцену как Vatican Shadow и сконцентрируется на техно и индастриале. Отличный дабл-фичер для всех фанатов мрачной электроники.
Томми Кэш
Эстонский провокатор Томми Кэш успешно вышел за рамки мемной интернет-звезды и активно продвинулся на Запад. Он записывает фиты с Charli XCX и Modeselektor, о нем много пишут, а его недавнее творчество все меньше педалирует эстетику 90-х в постсоветском пространстве и все больше похоже на самостоятельное видение. Новый альбом Кэша «¥€$», презентация которого и состоится в Москве, просто искрится заметными гостями: MC Bin Laden и Рик Оуэнс на фитах, Amnesia Scanner и участники PC Music А. Г. Кук и Дэнни Л. Харл на продакшене.
Peter Bjorn and John
Peter Bjorn and John частично закрепили за собой статус авторов одного хита — той самой песни «Young Folks» с анимационным клипом, который безостановочно крутили по музыкальным каналам в середине нулевых. Как и другим шведам в похожей ситуации (Люкке Ли), это не мешает Peter Bjorn and John существовать в своей нише — в данном случае в нише высоколобого скандинавского инди-попа. В прошлом году группа выпустила «Darker Days», чуть ли не лучший свой альбом за последние годы, так что идти на первый за десять лет московский концерт шведов стоит не только из-за «Young Folks».
GONE.Fludd
Выступление звездного фрешмена GONE.Fludd в «Главclube» 17 февраля должно было попасть в список концертов зимы, но тогда все билеты раскупили так быстро, что писать о нем уже не было смысла. Подобный ажиотаж, вероятно, только раззадорил молодого рэпера: 30 марта он даст дополнительный концерт в куда более объемном Adrenaline Stadium. Впрочем, это не означает, что билеты снова не раскупят в один момент — не стоит недооценивать финансовую самостоятельность московских подростков.
«Мальбэк» & Сюзанна
В октябре прошлого года Сюзанна прямо во время концерта обвинила в домашнем насилии своего мужа, фронтмена группы «Мальбэк» Романа Варнина, а также заявила о разводе и окончании совместной творческой деятельности. Кажется, эти проблемы удалось разрешить: «Мальбэк» и Сюзанна продолжают выпускать что-то новое и выступать с концертами, как будто бы никакой драмы и не было. Видимо, любовь (или коммерческая заинтересованность) оказалась сильнее любых неурядиц.
Апрель
Digitalism
И еще один привет из 2007-го — именно в этом году электро-хаус-дуэт из Германии прославился своей треком «Pogo», который звучал как дискаунт-версия LCD Soundsystem и The Rapture. За исключением этой песни и того факта, что именно во время их сета полиция впервые ворвалась на Boiler Room, Digitalism особо ничем важным за эти годы не отметились и сейчас кажутся скорее неким guilty pleasure.
«Маятник Фуко»: «Пошлая Молли», ATL, Mnogoznaal, Тима Белорусских
«Маятник Фуко» называет себя фестивалем нового рэпа, но, по сути, это просто большой концерт разномастных артистов разного уровня популярности. Самые интересные из них: подростковые рокеры «Пошлая Молли», рейв-рэпер ATL, Mnogoznaal — участник объединения Dead Dynasty и восходящая белорусская поп-звезда нового поколения Тима Белорусских, уверенно отвоевывающий рынок у Макса Коржа. Кроме того, в лайнапе заявлен ютьюб-блогер Morgenshtern, адепт прозападного трэпа Obladaet, а также Markul, OFFMi, Bumble Beezy и другие.
Daughters
В прошлом году не было другого тяжелого альбома, настолько сильно расхваленного музыкальными критиками, как «You Won’t Get What You Want» американской группы Daughters. Понятно, что в мейнстримовую прессу из нишевых жанров получается прорваться только у счастливчиков с хорошим пиаром, но есть ощущение, что Daughters действительно это заслужили. Как минимум за все свои мытарства на протяжении стольких лет: группа с переменным успехом играла с начала нулевых, потом распалась, за это время все участники, в общем, выросли и устроились на работу, а потом собралась снова, чтобы и записать этот альбом — во многом взрослению и посвященный. Что-то среднее между нойз-роком, индастриалом и постхардкором, «You Won’t Get What You Want» явно будет звучать еще мощнее и бескомпромисснее живьем — вырисовывается один из самых интересных концертов весны.
Колин Стетсон
Не говорите, что вам нравится джаз, если вы не знаете, кто это такой — Колин Стетсон отлично олицетворяет этот древний мем. В то время, когда он не работает с Томом Уэйтсом, Arcade Fire, Bon Iver и другими и не записывает загробные хоррор-саундтреки к фильмам вроде Hereditary, Стетсон в одиночку играет на гигантском бас-саксофоне крайне эклектичную, авангардную музыку, на которую сложно повесить какие-то определенные жанровые ярлыки. Как и подобает таким экспрессивным и непростым музыкантам, живьем это все выходит на совершенно другой уровень — фактически ритуальный обряд, не иначе.
Когда
11 апреля
Где
Aglomerat
Сколько
от 800 рублей
Гречка
Гречка в конце января отменила гигантский тур по России, после чего объявила другой, чуть поменьше масштабом — видимо, амбиции не сразу сошлись с реальными возможностями. Молодая Земфира, голос поколения, музыка улиц — как Гречку только не называют, но кто еще, играя чуть больше года, ездит с концертами по десяткам городов России?
Джессика Мосс
Канадка Джессика Мосс играла в знаковой построк-группе The Silver Mt. Zion Memorial Orchestra, а сольно записывает чуть ли не лучшую постмодерновую классическую музыку, которую сейчас вообще можно найти. Первоначально она должна была сыграть в Москве еще в прошлом декабре на одном концерте с Анной фон Хауссвольф, но что-то не задалось — сначала на пару месяцев перенесли фон Хауссвольф, а потом и Мосс. Их выступления весной запланированы по отдельности, что даже лучше — Джессика хоть и менее известна, но не менее самодостаточна и точно заслуживает полноценного сольного концерта.
ЛСП
Белорусский рэпер ЛСП, он же Олег Савченко, не планирует сдавать обороты и потихоньку начинает выходить на уровень очень большого и звездного музыканта. В марте он планирует собрать «Минск-Арену» (которая до этого из белорусских музыкантов поддавалась, кажется, только Максу Коржу), а потом отправится в тур по России, одним из финальных шоу которого будет амбициозный концерт в Москве в огромной «ВТБ Арене» (перестроенный стадион «Динамо»). Лучшего момента, чтобы увидеть ЛСП на пике карьере, и не придумаешь.
Марисса Надлер
Американская певица с трагичными текстами и поставленным голосом, Марисса Надлер за 20 лет и восемь альбомов не получила ни популярности, ни особого признания, но зато сколотила довольно преданную фан-базу. Эта фан-база, собственно, и позволяет ей ездить в туры по всему миру и записывать раз в два-три года примерно один и тот же альбом. Так или иначе, эти альбомы — практически лучшее и самое неординарное, что есть в жанре «грустная женщина тихо поет под акустическую гитару».
TR/ST
Проект TR/ST (читается как Trust) появился в начале 2010-х во время ревайвла мрачного и примодненного синти-попа и сейчас обладает уже почти что культовой репутацией. TR/ST где-то лет пять находились вне поля зрения — и вот в 2019-м нам обещают концерт в Москве буквально через два дня после официального релиза нового альбома. Судя по первым синглам, это все та же суровая синтезаторная музыка, только на этот раз как будто бы чуть взрослая и серьезная — эволюция еле заметная, но необходимая.
«Пасош»
Осенью прошлого года московская рок-группа «Пасош» неожиданно объявила о том, что прекращает концертную и творческую деятельность и уходит в бессрочный отпуск из-за «коммерциализации музыкальной индустрии». Судя по всему, «Пасош» быстро передумали: уже в начале февраля они внезапно выпустили новый альбом «Бессрочный отпуск» (привет, ирония) и объявили о туре по России на 24 города. Заключительный концерт в Москве явно будет максимально беспощадным: фанаты после стресса от потери любимой группы точно оторвутся как в последний раз.
Май
Джорджо Мородер
78-летний Джорджо Мородер — отец диско, один из главных классических героев электронной музыки и продюсер с впечатляющим послужным списком — этой весной впервые отправится в тур по Европе с живыми выступлениями. «Раньше невозможно было себе представить, что продюсер вообще может покидать студию. Сейчас же диджеи и продюсеры стали суперзвездами танцевальной музыки, так что тур кажется верным решением», — говорил Мородер о предстоящих концертах. Итальянский музыкант берет с собой пианино, синтезаторы и вокодер, а также полноценную группу и целую толпу вокалистов. Серьезный подход, заслуживающий уважения, — собирать тысячные залы Мородер мог бы, даже если бы просто нажимал пробел на макбуке.
Apparat
После того как Moderat решили уйти в отставку, Саше Рингу не оставалось ничего другого, кроме как вернуться к своему сольному проекту Apparat. В свете успеха Moderat и смены тенденций в электронной музыке есть ощущение, что об Apparat немного подзабыли: его последний полноценный альбом вышел целых восемь лет назад, что для жанра кажется неизмеримо долгим промежутком. Но Ринг явно не собирается меняться: его первый сингл с грядущего нового альбома звучит точно так же, как и все остальные треки под вывеской «Apparat/Moderat»: нетривиальная электроника на стыке с инди-роком, вокал под ломаные биты, Radiohead для бедных — вот это все.
Анна фон Хауссвольф и Гида Вальтисдоттир
Шведка Анна фон Хауссвольф должна была приехать в Москву в начале декабря прошлого года, но в итоге ее концерт перенесли аж на середину мая. Хауссвольф — икона от поп-оккультизма и фактически Кейт Буш с готическим уклоном, только с загробным вокалом и душераздирающими аранжировками. Откроет концерт Гида Вальтисдоттир — исландская музыкантша и бывшая участница группы Múm, которая теперь играет современную классику на стыке с дрим-попом.
Мидори Такада
Мидори Такада — артистка с интересной судьбой. Будучи фактически неизвестной за пределами Японии, 65-летняя Такада неожиданно прославилась два года назад со своим дебютным альбомом «Through the Looking Glass» 1984 года, который набрал тысячи прослушиваний на ютьюбе благодаря рекомендательным алгоритмам. Подобный успех привлек к ней внимание западных критиков, которые быстро назвали альбом «потерянной классикой» и «Святым Граалем эмбиента и минимализма». Теперь же Такада вернулась в музыку, выпустила первый за 20 лет новый материал и активно гастролирует по всему миру.
Merzbow
Японский нойз-музыкант Акита Масами, он же Merzbow, впервые выступит в России — если, конечно, забыть о полумифическом концерте в 1988 году в Хабаровске (!), который даже промоутеры в фейсбуке называют городской легендой. Настоящий ветеран жанра и живая легенда, Масами по-прежнему записывает новые альбомы с какой-то сумасшедшей частотой (смотрите его дискографию на Discogs), да и вообще на фоне нынешней экспериментальной электроники чувствует себя куда комфортнее, чем когда-либо раньше. На выступлениях Merzbow, как можно догадаться, бывает очень шумно, так что не забудьте про беруши.
The Soft Moon
В прошлом году Луис Васкес променял культовый лейбл Captured Tracks на не менее культовый Sacred Bones, где издавались Дэвид Линч, Zola Jesus и Джон Карпентер. Там он выпустил свой четвертый альбом «Criminal», на котором продолжил смешивать постпанк, дарквейв и индастриал и окончательно дал волю эмоциям, записывая песни о жестоком детстве, борьбе с психологическими проблемами, ненависти к себе и других непростых темах.
Фотографии: обложка — Jenny Akita / Relapse Records, 1 — Big Life, 2 — Reid Haithcock / Ipecac Recordings, 3 — Captured Tracks
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.