
«Нам нужно просто не сдаваться» Как некоммерческие организации, нацпарк и бизнес помогают Байкалу

На популярном маршруте из поселка Листвянка в Большое Голоустное этой осенью появились указатели, информационные стенды и стоянки, которые должны помочь снизить антропогенную нагрузку на природу. Эту инициативу волонтеров Большой Байкальской Тропы поддержала компания En+ Group, основатель которой Олег Дерипаска несколько лет назад инициировал программу поддержки экологических и природоохранных проектов в социальной политике энергетической компании.
Мы спросили у представителей нацпарка и волонтеров, почему важно развивать экологический туризм на Байкале и зачем привлекать к этому бизнес?

Полина Горбовская,
заместитель начальника отдела познавательного туризма ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»
Софья Самсонова,
руководитель отдела партнерских программ и программ КСО ассоциации «Большая Байкальская Тропа»
Экотуризм на простых примерах
Полина: В первую очередь для нас важно регулирование туристических потоков. У нас есть несколько маршрутов, и нам необходимо локализовать людей на этих тропах, чтобы они ходили именно по ним: это безопасно, и там есть необходимая туристам инфраструктура.
Только по маршруту Листвянка – Большое Голоустное за год проходит более 16 тысяч туристов. Это большая антропогенная нагрузка на природу. Чтобы ее снизить, мы приглашаем к сотрудничеству тропостроителей, а еще подключаем бизнес-сообщество, чтобы сделать на маршрутах четкую навигацию и удобную инфраструктуру.
Софья: В моем понимании, экологичный турист должен не просто не навредить природе, но и помочь ей стать чище, например. В мировой трактовке это еще и про развитие местных сообществ. Это видно на примере тропы из Листвянки в Большое Голоустное. Поселок Большие Коты, через который проходит маршрут, долгое время не был туристическим. Но с появлением обустроенной тропы жизнь в поселке изменилась. Скажем, раньше магазин здесь работал несколько часов в день, а сегодня он чуть ли не круглосуточный. Появились гостевые дома, экскурсии от местных гидов, прокаты снаряжения. Это и есть развитие местных сообществ.
«Россия только встает на путь экообразования. Наша задача сегодня — работать с детьми, помогать им сформировать другие привычки»

Туристы-потребители
Полина: За последние 10 лет туристический поток видоизменился — он стал более массовым. Поменялся и портрет туриста, цели его путешествий и набор активностей.
Еще пару лет назад озеро было местом притяжения для одухотворенных людей, ищущих уединения с природой. Сегодня картина иная: после визитов на Байкал федеральных блогеров появились туристы, главная цель которых — просто сделать популярные фотографии. Они не интересуются культурой, природой, их отношение можно назвать потребительским.
И задача всего туристического сообщества сейчас — образовывать туриста, объяснять ему, что Байкал — это, в первую очередь, уникальный природный объект. Поэтому ходить мимо троп, рвать цветы, выкладывать пирамидки из камней, делать рюмки для спиртного прямо во льду — это не то, как нужно здесь себя вести.
Софья: В последние годы появились еще и китайские туристы. У них другая культура, другие привычки и правила. И их просто нужно обучить взаимодействию с культурой нашей страны. Есть проблема: китайские тургруппы работают со своими гидами, у которых также нет опыта взаимодействия с европейскими традициями. Нам приходится общаться с ними при помощи табличек с объяснениями элементарных вещей: гроты — это не туалеты, мусор в природе не выбрасываем.
Полина: Мы считаем, что очень важна и работа гидов с группами. Именно гиды несут основную информацию в массы. Мы понимаем, что, возможно, пройдет несколько поколений прежде чем все изменится. Но мы видим, что уже сейчас в регионе очень активное туристическое сообщество, которое помогает повышать уровень экологической культуры и осознанности среди туристов.
Софья: В Америке культуру экологичности прививают с детства. Школьников группами вывозят в нацпарки, знакомят их с природой, развивают эмпатию. В каждой культуре есть период экообразования. И Россия сейчас только встает на этот путь. Наша задача сегодня — работать с детьми, помогать им сформировать другие привычки.
«Мы видим большой интерес со стороны местного бизнеса. Благодаря таким инициативам и появилось понимание, что нужно делать»

Пилотный проект
Полина: Главный вызов современности — сохранить Байкал и при этом сделать его посещение доступным и комфортным для людей. Сейчас в разработке находится социально-экономическая концепция развития Прибайкальского нацпарка, прорабатываются механизмы взаимодействия с частными инвесторам. Уже сейчас мы видим большой интерес со стороны местного бизнеса, огромное желание работать с нами.
Благодаря таким инициативам и появилось понимание, что нужно делать. Имея такой кейс, как установка пикниковых групп в пади Емельяниха и на мысе Соболев, мы теперь понимаем, как можем развивать инфраструктуру дальше.
Софья: Это всеобщая потребность — работать в синергии. Есть туристическое сообщество, которому хочется, чтобы путешествия были комфортными. Есть национальный парк, который признает: да, это область их ближайшего развития. И есть бизнес, который готов поддерживать экологические проекты и заинтересован в надёжных партнёрах для реализации таких программ. Поэтому у нас получилось реализовать первый, пилотный для всех проект — строительство двух пикниковых площадок и системы навигации.
В американской концепции развития экотуризма сотрудничество бизнеса и нацпарков – это нормальная практика. Все, что не нарушает концепцию развития территории и приносит пользу всем участникам процесса, приветствуется и поддерживается.

Татьяна Драчук,
директор по связям с общественностью En+ Group
Экологический туризм — это перспективное направление, которое необходимо развивать сообща. Это и тропы, и зоны для отдыха, и места для остановок туристов, и познавательные программы — тут возможен только комплексный подход.
Мы верим, что правильно организованная инфраструктура позволит снизить влияние на экосистему Байкала и будет способствовать развитию бережного и ответственного отношения туристов к природе. Именно поэтому мы поддержали инициативу ассоциации «Большая Байкальская Тропа» и выделили средства на строительство инфраструктурных объектов на таком популярном у туристов маршруте в Прибайкальском национальном парке.
Мы гордимся, что наша совместная работа с ББТ длится уже девятый год. Наши отношения — наглядный пример продуктивного сотрудничества бизнеса и некоммерческой организации. Мы рады, что сегодня работаем в такой продуктивной связке бизнеса, некоммерческой организации и власти. Надеемся, что результаты этой работы смогут по достоинству оценить большое количество туристов и местных жителей.
54 км
экологической тропы от Листвянки до Большого Голоустного
10
информационных стендов с информацией об исторических, геоморфологических и других особенностях местности
2
пикниковые площадки с костровыми местами, лавочками, столом, дровяником и навесом на мысе Соболев и в пади Емельяниха
50
светоотражающих указателей и карты троп
4 млн
рублей выделили на реализацию проекта
6 км
тропы укрепили и расширили
Материал подготовлен при поддержке
