От Скорсезе до Джармуша: Живые классики американского кино и их последние фильмы «Челюсти» против «Первому игроку приготовиться», «Голова-ластик» — против «Твин Пикса»
В начале десятилетия казалось, что из американского кино совсем ушла молодость — самые яркие картины снимали режиссеры (почти исключительно мужчины), которым сильно за 60. Один за другим Мартин Скорсезе, Джим Джармуш, Вуди Аллен и другие режиссеры поколения 70–80-х выпускали свои лучшие фильмы за долгие годы. Под конец 2010-х стало понятно, что это было временное явление: Скорсезе снял провалившееся в прокате (но хорошее) «Молчание», Джармуша разругали за «Мертвые не умирают», карьера Аллена после #MeToo, видимо, закончилась. И только Спилберг все еще чувствует себя уверенно: два его последних фильма — «Первому игроку приготовиться» и «Секретное досье» — при благосклонной критике собрали в мировом прокате около 800 миллионов долларов. К российской премьере последнего фильма Джима Джармуша «Мертвые не умирают» кинообозреватель The Village Алиса Таёжная решила рассказать о первых и последних фильмах этих и других режиссеров — и объяснить, что с ними произошло за несколько десятилетий с начала карьеры.
Мартин Скорсезе
Тогда: «Кто стучится в дверь ко мне?», «Злые улицы», «Алиса здесь больше не живет»
Сейчас: «Волк с Уолл-стрит», «Винил», «Молчание»
Как и большинство режиссеров поколения Нового Голливуда, перед «Злыми улицами» (которые его по-настоящему прославили) Скорсезе снял несколько неочевидных фильмов. Самый сильный и самый автобиографичный из них — «Кто стучится в дверь ко мне?» о молодом итало-американце, который, с одной стороны, хочет стать частью локальной коза ностры, с другой — не может по-настоящему признаться в любви девушке из-за католического воспитания. «Злые улицы» также рассказывали о мире криминала средней руки на тесных лестничных клетках и темных улицах Нью-Йорка — все это станет приметами следующих фильмов Скорсезе, которые прославили его по-настоящему.
Последнее десятилетие Скорсезе продюсирует, занимается просветительскими документальными проектами — от крепких байопиков до личных историй кино — и все еще снимает фильмы, которые невозможно забыть. Да, списать его со счетов, как Лукаса или Копполу, застывших в статусе патриархов, не получается. В «Волке с Уолл-стрит» он придал колоссальное обаяние и драйв американскому бестселлеру о мошеннике-миллионере, в «Виниле» (полуторачасовая пилотная серия которого вполне тянет на отдельный фильм Скорсезе) вспомнил нью-йоркские 70-е на пороге панк- и хип-хоп-революций, а в «Молчании» наконец воплотил мечту своей жизни — снял историю католиков в Японии, чья вера испытывается чужой страной, пытками и кризисом идентичности.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.