Сложилась связь времен: Как устроена выставка «Перекличка эпох» в МИСП Работы четырех поколений династии Савиновых
Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков (МИСП) возобновил работу после карантина 9 июля, а в начале августа там открыли две новые выставки: экспозицию работ живописца и эмальера Лоры Малышевой и проект, посвященный творчеству нонконформиста Александра Лоцмана. Ну а главной выставкой месяца стала «Перекличка эпох», открытая в прошлую пятницу.
Экспозиция продолжает цикл «Художественные династии», в рамках которого петербуржцам показывают работы художников разных поколений: в 2017 году, например, в МИСП прошла выставка, посвященная ленинградскому «Дому художников» на Песочной набережной. На этот раз в фокусе внимания — известная петербургская семья Савиновых, вот уже сто лет неразрывно связанная с городским искусством.
Основателем династии стал «умиротворенный Врубель» Александр Савинов — художник, переехавший из Саратова в Петербург в 1901 году. Свою карьеру Савинов построил в столице Российской империи: именно здесь он окончил Высшее художественное училище, получив большую золотую медаль за работу «Купание лошадей на Волге» (находится в коллекции Русского музея). Тем не менее о своих корнях художник не забывал, и сегодня Савинова все чаще причисляют к представителям «саратовской школы», наряду, например, с Виктором Борисовым-Мусатовым (оба автора входили в «Союз русских художников» и были близки «Миру искусства»). Савинов продолжил работать и после Революции: в конце 1920-х он руководил монументальной мастерской вместе с Петровым-Водкиным, а в 1932 году он стал членом только что основанного Ленинградского союза художников. В блокадном Ленинграде Александр Савинов принял деятельное участие в эвакуации Эрмитажа, а вскоре после этого — в феврале 1942 года — скончался.
Продолжили художественную династию сын Александра Савинова Глеб и его жена, Ольга Богаевская. Их творческий путь начался в 1940-е годы, а пик художественных карьер пришелся на 60–70-е. Богаевская предпочитала работать с натюрмортами и семейными портретами, Глеб Савинов попробовал себя в большем количестве жанров: от бытовых сцен до городских пейзажей. К 2020 году работы художников разошлись по разным собраниям и странам: картины Глеба Савинова и Ольги Богаевской хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее и частных собраниях по всему миру.
Их дочь Наталья Савинова также выбрала художественную карьеру, но предпочла работать не с живописью, а с керамикой. Ее путь продолжила и внучка Савинова и Богаевской, Екатерина Сухарева — известная петербургская керамистка, единственная из семьи, живущая в наше время.
В залах МИСП выставили работы всех этих художников. Рассказываем, как устроена семейная выставка.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.