Петербургские музеи вновь открывают двери. Как на них повлиял трехмесячный карантин? Первые итоги, онлайн-деятельность, ближайшие планы и музейное будущее
Вслед за ресторанными верандами в Петербурге открывают музеи, галереи и другие выставочные площадки. Власти разрешили работу этих учреждений с понедельника, и некоторые комплексы открылись именно в этот день — в ЦВЗ «Манеж», например, стартовала первая масштабная посткарантинная выставка. Другие пространства начнут работу чуть позже: МИСП будет принимать гостей с 9 июля, Эрмитаж и Русский музей откроют двери на следующей неделе.
По просьбе The Village петербургские галеристы и представители музеев рассказали, как на их площадки повлиял трехмесячный карантин, какие экспозиции планируют открыть в ближайшее время и что ждет музейную отрасль в будущем.
Текст
Сергей Феофанов
Как карантин повлиял на музеи
Еще в конце марта частные культурные центры города попросили Смольный о поддержке. Галереи, музеи и другие площадки предложили разработать программу субсидирования культурных институций, освободить их от уплаты налогов и отсрочить оплату коммунальных платежей. «Месяц в таких условиях мы продержимся, на другой будет сложно, на третьем помрем», — предсказывала месяц спустя президент арт-центра «Борей» Татьяна Пономаренко. Смольный независимым музеям так и не помог, но площадки все же смогли выжить — «Борей», например, откроется 7 июля.
«Источник наших заработков — это доходы от продажи билетов на выставки и на различные образовательные программы. Финансовые потери велики», — объяснила The Village директор МИСП (Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков) Марина Джигарханян. Значительный финансовый ущерб понесли и другие культурные площадки: от Государственного музея городской скульптуры (ГМГС) и центра «Росфото» до арт-центра «Пушкинская-10». Это пространство вообще находилось на грани закрытия: у администрации просто не было денег на оплату коммунальных услуг. Помогла масштабная краудфандинговая кампания с онлайн-концертами и распродажами — за два месяца центр собрал больше 500 тысяч рублей.
Сбор средств запустили и другие выставочные площадки — например, ЦВЗ «Манеж». Из-за музейного карантина выставочный зал уже потерял около четверти годового дохода, компенсировать эти потери помогла помощь спонсоров и партнеров. Другие галереи смогли выжить благодаря продаже произведений искусства: серьезный всплеск интереса к покупке картин и скульптур заметили в Abramova Gallery. «У людей за время изоляции появилось достаточно времени, чтобы оценить квартиры и загородные дома с точки зрения эстетики. Появилось желание наполнить дом красотой. У нас участились запросы на скульптуру в загородные дома, на картины больших форматов. Те, кто долгое время не мог найти время на искусство, наконец-то его нашли», — рассказала The Village директор и основатель галереи Елена Абрамова.
Еще одним следствием эпидемии стала серьезная корректировка выставочных планов: большую часть временных экспозиций, запланированных на весну, так и не открыли. Другие проекты проработали совсем недолго: от пары недель до нескольких дней. Практически все музеи обошлись без отмен выставок, но тайминг был серьезно скорректирован. Премию Сергея Курехина в области современного искусства перенесли с конца апреля на более поздние даты, выставку арт-группы Recycle в «Манеже» — с лета на следующий год, а выставку «Ленинградские монументы» в ГМГС и фестиваль «Праздник дома» в «Пушкинской-10» — с июня на осень.
В других случаях музеям пришлось сократить время работы выставок — так произошло, например, с проектом «Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum»: вместо нескольких месяцев она будет работать только с 6 по 15 июля (продлить график было нельзя — уже в начале августа в комплексе должна стартовать следующая экспозиция).
Самая сложная ситуация сложилась с зарубежными проектами: практически все такие экспозиции перенесли сразу на 2021 год. «Эпидемия существенно сбила наши выставочные планы. Две последние выставки открылись 6 марта, и обе они, конечно, оказались в изоляции. Пока даже не знаю, когда мы их будем закрывать: с учетом того, что публика видела их разве что на вернисаже», — отметил арт-директор «ДК Громов» Дмитрий Мильков.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.