«Вопреки всему, с апреля наш трафик вырос на 15 %» Основатель Bolshecoffee Roasters — о том, что происходит со спешелти-кофейнями в России
Интервью: Анна Коварская
В России за полгода, прошедшие с начала спецоперации, выросли цены почти на все продукты питания, включая те, которые производят внутри страны. Главные причины — санкции, усложняющие логистику, уход зарубежных компаний, периоды ажиотажного спроса и неустойчивость курса рубля. В конце марта мы уже рассказывали о том, что происходит на кофейном рынке, тогда исполнительный директор кофейной компании Sibaristica Илья Сорокин предсказывал проблемы с оборудованием для кофеен, обновление линейки кофейного зерна и, конечно, рост цен на напитки в российских кофейнях. Пять месяцев спустя мы можем зафиксировать: этот прогноз во многом оказался верным, но не во всем. Цены на кофе действительно выросли — в среднем на 20–30 %, а вот кофейная линейка, кажется, осталась почти прежней — пусть и гораздо более сложным путем, до России по-прежнему доезжает большинство сортов.
О том, как изменился рынок, Тhe Village поговорил с одним из пионеров спешелти-кофе в России Николаем Готко — основателем и совладельцем кофейной компании Bolshecoffee Roasters, которая уже десять лет управляет сетью кофеен в Петербурге, а также имеет сотню клиентов по всей стране, для которых обжаривает, упаковывает и продает премиальный кофе.
О приостановке поставок в марте и росте цен
Как многие знают, наша компания BolshеСoffee Roasters занимается покупкой зеленого зерна, обжаркой, упаковкой и продажей кофе в рестораны и ретейл. Мы поставляем обжаренный кофе по всей стране, это и кофейни, и бары, и магазины чая и кофе. Еще у нас есть контрактное производство, где мы обжариваем и упаковываем зерно заказчика. Также мы владеем и управляем шестью спешелти-кофейнями и двумя винными барами в Петербурге, это наши кофейные представительства. В месяц мы жарим около десяти тонн зеленого зерна.
В марте этого года недели на две индустрия полностью остановилась, не приходило никаких грузов. Многие продавцы зеленого зерна тогда, образно говоря, поседели — никто ничего не понимал. В середине марта мы, например, ожидали поставку бразильского зерна, которое купили с запасом на четыре-пять месяцев, и вот наш груз весом 7,5 тонны завис. Мы знали, что судно вышло в сторону Санкт-Петербурга, но к тому моменту в порт уже никого не пускали. По нашим сведениям, груз перегружали с одного судно на другое, он пришел в Латвию, а оттуда — к нам фурой по суше. Нам повезло, мы могли бы его просто не получить.
В марте и апреле мы, как и все, работали на запасах. На нашем складе был запас зерна на полгода, но не по всем лотам. Так что кое-что нам приходилось покупать — по ценам в 2–2,5 раза выше, чем раньше. К концу марта мы вынужденно сократили наш ассортимент вдвое. Например, в начале марта нужно было выкупать новый урожай зерна из Кении. Это в принципе дорогое зерно, обладающее повышенной кислотностью, оно в среднем на 15 % дороже любого другого зерна. В тот момент как раз взлетел курс евро, а нужно было подтверждать заказ и вносить предоплату. Нам пошли навстречу и отменили контракт.
О подорожании грузоперевозок
До февраля этого года мы покупали зерно в Колумбии, Кении, Индонезии, Перу, Гондурасе, Коста-Рике, Эфиопии, Бразилии, Руанде, Уганде, Кении. Сейчас мы вернули обратно практически всех поставщиков. То есть все эти страны по-прежнему хотят сотрудничать и продолжают поставлять нам кофе. Изменилась логистика: теперь основная часть грузов идет не напрямую по морю, а через Гамбург или Латвию, затем по суше — фурами в Петербург.
Раньше транспортировка обычного заказа зеленого зерна по морю нам стоила в среднем 2 тысячи евро. Сейчас это 10–12 тысяч евро
Раньше транспортировка обычного заказа зеленого зерна по морю нам стоила в среднем 2 тысячи евро. Сейчас это 10–12 тысяч евро. Когда крупные морские перевозчики один за другим объявили, что больше не работают в России, море для нас закрылось. Из-за нарушения логистических потоков спрос на наземные перевозки фурами по всей Европе возрос, потому что на них легло в разы больше нагрузки. Время ожидания заказа увеличилось. Раньше зерно приходило в среднем через два-три месяца, сейчас же время ожидания лотов растянулось до полугода. Раньше можно было под увеличенный процент выкупать заказ частями, это было удобно, теперь поставщики требуют 100%-ную предоплату. В общем, деньги вперед и ждите полгода.
О новых ценах на кофе и уходе клиентов весной
За десять лет мы наработали базу по продаже кофе в бары, кафе и рестораны по всей стране. У нас больше сотни партнеров. Все зерно — и в наши кофейни, и в сторонние кафе и рестораны — мы продаем по одной цене. Для нас это психологически важно.
Чтобы прочитать целиком, купите подписку. Она открывает сразу три издания
месяц
год
Подписка предоставлена Redefine.media. Её можно оплатить российской или иностранной картой. Продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.
На связи The Village, это платный журнал. Чтобы читать нас, нужна подписка. Купите её, чтобы мы продолжали рассказывать вам эксклюзивные истории. Это не дороже, чем сходить в барбершоп.
The Village — это журнал о городах и жизни вопреки: про искусство, уличную политику, преодоление, травмы, протесты, панк и смелость оставаться собой. Получайте регулярные дайджесты The Village по событиям в Москве, Петербурге, Тбилиси, Ереване, Белграде, Стамбуле и других городах. Читайте наши репортажи, расследования и эксклюзивные свидетельства. Мир — есть все, что имеет место. Мы остаемся в нем с вами.